Тема социальной корпоративной ответственности становится всё более востребованной на сегодняшний день. О своей приверженности идеи социальной ответственности говорит всё больше компаний. К нам часто обращаются за помощью в проведении таких мероприятий, как корпоративное обучение, проведение экоквестов и лекций для сотрудников. В мировой практике деятельность в области корпоративной социальной ответственности воспринимается как прагматичное направление бизнеса и является одним из инструментов, который позволяет укрепить репутацию и имидж компании, повысить качество управления бизнесом и инвестиционную привлекательность бизнеса. В результате корпоративная социальная ответственность постепенно становится новой философией бизнеса, в соответствии с которой компании ориентируются в своей деятельности не только на получении прибыли, но и на достижении общественного блага и поддержание экологической стабильности.
Что такое корпоративная ответственность и для чего она нужна бизнесу?
Корпоративная социальная ответственность (КСО) – осуществление интересов компании путем обеспечения социального развития коллектива и активного участия организации в развитии общества. КСО в широком смысле — влияние бизнеса на общество.
В качестве предмета социальной политики рассматривается совокупность социальных обязательств субъектов социальной политики перед обществом, его отдельными социальными группами, соответствующих социальным запросам, проблемам и рискам, формирующимися социальными тенденциями, а также систему мер, направленных на их реализацию.
Под заинтересованными сторонами социальной ответственности понимаются физические и юридические лица, которые испытывают на себе влияние решений и действий организации, либо сами оказывают на нее воздействие.
Ими могут быть:
- сотрудники организации – компания создает привлекательные рабочие места, выплачивает легальные зарплаты, соблюдает права сотрудников, инвестирует в развитие человеческого потенциала, дает социальные гарантии;
- акционеры – повышение стабильности организации на рынке, благонадежность партнеров, формирование имиджа компании, повышение уровня управления, капитализация бизнеса, соблюдение лучших условий для всех сфер бизнеса;
- партнеры – выстраивание отношений с компаньонами в долгосрочной перспективе, улучшение репутации компании, повышение уровня доверия;
- государство – соблюдение законов, стабильность общества;
- общество – равновесие интересов общества и компании, формирование концепции устойчивого экономического развития.
Основные экономические преимущества, которые дает соблюдение принципов социальной ответственности:
- усиление бренда работодателя;
- увеличение продаж и улучшение позиций на рынке;
- улучшение лояльности среди потребителей и жителей;
- рост стоимости компании за счет повышения оценки ее репутации;
- облегчение доступа к инвестициям;
- облегчение условий для ведения бизнеса
Подходы к определению границ КСО и направления реализации
Определение границ социальной ответственности бизнеса по-новому раскрывает свойства явления корпоративной социальной ответственности, а в дальнейшем с помощью границ социальной ответственности можно оценивать потенциал устойчивости самой компании. Можно обозначить несколько подходов определения границ социальной ответственности бизнеса:
Либеральный — социальная активность компании является моральным правом владельцев, руководства организации и определяется кодексами компаний и деловых ассоциаций.
Традиционный — в рамках этого подхода активность бизнеса может быть сведена к благотворительности. Благотворительность расценивается как этически необходимый элемент бизнес-сферы
Социально ориентированный — сторонники социального подхода предполагают, что социальная ответственность проявляется в осуществлении деятельности в обозначенных границах правил, обязательств и ограничений, в том числе установленных государством.
Стратегический подход — увеличение ответственности, выходит за рамки решения краткосрочных, внутренних для организации производственных и социальных задач.
Интегрированный подход — социальная активность бизнеса как необходимость, социальная политика организации становится неотъемлемой частью развития бизнеса.
Выделяют следующие направления реализации корпоративной социальной ответственности:
- Персонал: прозрачная система при приеме на работу, повышении в должности и оплаты труда; обеспечение условий для повышения квалификации сотрудников.
- Условия труда и охрана здоровья: предоставление безопасных рабочих мест, программ ДМС, полное или частичное возмещение занятий спортом сотрудникам или организация спортивных мероприятий.
- Охрана окружающей среды: проведение мероприятий по сбору и вывозу мусора на принадлежащих организации площадях, организация мероприятий по экологии для сотрудников.
- Социально ответственная реструктуризация: разработка специальных программ для работников, попавших под сокращение, помощь в поиске новой работы.
- Деловая практика: соблюдение принципов добросовестной конкуренции, противодействие легализации доходов.
Уровни и виды КСО
Различные уровни социальной ответственности представляют собой комбинации требований и ожиданий к бизнесу со стороны общества и государства и выгодности или невыгодности социальной активности для бизнеса.
Выделяется несколько уровней социальной ответственности:
- Начальный уровень — компания должна проанализировать свою деятельность и привести ее в полное соответствие с буквой закона.
- Корпоративная ответственность — расширение услуг социальной помощи, реализация дополнительных программ медицинского обеспечения, помощь в решении жилищных вопросов сотрудников, развитие спортивного образа жизни сотрудников, формирование пенсионной системы.
- Уровень благотворительности — в настоящее время всё большее распространение получает корпоративная благотворительность, осуществляемая от лица компании.
- Социальные инвестиции — организация и осуществление инвестиционной политики для решения социально-значимых задач.
Влияние мероприятий ответственности бизнеса также можно разделить на:
- Внутренние мероприятия, направленные на развитие и повышение благосостояния сотрудников.
- Внешние мероприятия, которые направлены на улучшение условий не относящихся людей к организации за счет благотворительных пожертвований, спонсорской помощи.
Как сформировать и внедрить КСО
Формирование системы КСО — сложный, многоступенчатый процесс, который займет продолжительный период времени и потребует от компании целенаправленных усилий.
Внедрение корпоративной социальной ответственности начинается с планирования. Необходимо выбрать направления реализации социальной ответственности, поставить цели и определить способы их достижения, также определить показатели.
Для формирования и внедрения системы корпоративной ответственности применяется стандарт «Руководство по социальной ответственности» ISO-26000, опубликованный в 2010 году. Он является добровольным и призван помочь организациям внести вклад в устойчивое развитие общества, обеспечить взаимопонимание в области социальной ответственности.
Стандарт ISO-26000 определяет области охвата социальной ответственности, выделяет основные направления деятельности общества: организационное управление, права человека, трудовые практики, окружающая среда, добросовестные деловые практики, проблемы, связанные с потребителями, участие в жизни сообществ и их развитие.
Кроме теоретической части, стандарт определяет аспекты внедрения социальной политики бизнеса: внедрение и продвижение социально-ответственного поведения в организации и определение и вовлечение заинтересованных сторон.
В условиях социально-экономических преобразований, происходящих в российском обществе, следование принципам КСО становится одним из факторов устойчивого развития бизнеса и совершенствования человеческого капитала.
Политика социально-ответственного бизнеса помогает сформировать лояльное отношение работников компании и повышение вовлеченности сотрудников в рабочие процессы труда, а также позволяет достичь стабильного положения на рынке за счет проведения мероприятий, которые повышают доверительные отношения с клиентами и партнерами.
А лояльность сотрудников и доверие клиентов позволяют привлечь дополнительные инвестиции и расширять бизнес.
Наша организация помогает сформировать осознанное отношение к окружающей среде для устойчивого развития общества. Мы открыты к сотрудничеству: можем провести встречу, вебинар или игру для сотрудников, сделать совместно с вами открытый фестиваль или праздник чистоты, разработать проект под ваши задачи.
Другие полезные материалы
Будьте в курсе экособытий! Читайте новости экопроектов ВКонтакте или Телеграм.
Похожие записи по теме:
Корпоративные мероприятия для сотрудников — какие задачи решают и как правильно организовать, основные этапы подготовки.
Корпоративное волонтерство в компании — зачем оно нужно бизнесу, какие развивает навыки.
Тимбилдинг для сотрудников — зачем проводить, идеи.